МО город Алапаевск

Официальный сайт МБДОУ "Детский сад № 33"

624600 Свердловская обл. г.Алапаевск, ул.Тюрикова,8 (834346) 2-67-73, e-mail svetlyachock33@yandex.ru

Советы логопеда

 

                                             

    

 Активизация речевого общения старших дошкольников 

     

      Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, то есть обладал определенной речевой активностью. при нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

       Доказано, если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.

      Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбранных слов, развернутый текст, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.

      Можно выделить три условия развития речевой активности:

1.Общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

2.Умение преодолевать скованность, застенчивость;

3.Способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

     Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехами речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств, речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.д.

      К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

      Далее предлагаются три блока игровых упражнений, в которые родители могут сами поиграть вместе с детьми.

 

1.Активизация деятельности детей

        Здесь приводятся игровые упражнения на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике. На развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценке.

       Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.д. Вот примеры некоторых упражнений.

 

"Собака принюхивается"

       Ребенку предлагают внимательно послушать рассказ: охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах. Далее мимикой следует показать внимание. Затем попросить ребенка сделать тоже самое.

 

"Зеркало"

       Ребенку предлагается стать "зеркалом", а взрослый "будет смотреть в него". Можно использовать два варианта игры. В первом случае ребенок может просто назвать эмоциональное состояние, которое изображает, а может сам показать и назвать его.

 

"Вкусные конфеты"

       Взрослый предлагает ребенку воображаемую конфету, ребенок имитирует благодарит, имитирует жевание, мимикой выражает удовольствие, улыбается.

        Не менее важное значение придают пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражает свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, прочувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

 

"Походка и настроение"

        Предлагается изобразить как ходит мишка косолапый, как прыгает воробышек, как летает орел, как подкрадывается кошка к мышке и т.д.

 

"Делай как я"

         Ребенку предлагают смотреть на взрослого, как на зеркало и делать такие же движения, как и взрослый. Например, присесть, покружиться, поднять руки вверх и т.д.

 

"Кораблик" 

          Ребенку предлагают представить, что он на корабле. На слова: "Тихая, спокойная погода, светит солнышко" ребенок жмурится, глядя на солнышко, улыбается. Затем он сам может крикнуть "Буря!" и голосом создавать шум моря, грохот грома. А затем громко крикнуть: "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!".

 

"Какой я"

         Ребенку предлагают внимательно рассмотреть себя в зеркало, затем привлечь внимание к его внешности и ее эмоциональной оценке (Какие у тебя замечательные глаза. Посмотри, какого они цвета. Обрати внимание на свою улыбку.) Затем ребенку предлагают ответить на вопрос " Какой я?". Задача ребенка подобрать как можно больше слов-признаков и выразить в своих ответах соответствующую эмоцию.

 

2.Активизация компонентов речевой деятельности

     Ценность этих игр заключается в том, что дети не только получают информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

 

"Кто быстрее"

      Взрослый произносит слово (существитльное, наречие, глагол, прилагательное), в ответ ребенок должен назвать слово, которое ему пришло на ум. Например: бабочка - красивая.

 

"Домашние животные"

      Из предложенных слов ребенок выбирает название домашнего животного и как можно быстрее его произносит. Аналогичные игры можно проводить по темам "транспорт", "овощи" и т.д.

 

Игра с мячом "Скажи наоборот"

      Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, тот вспоминает слово противоположное по значению и кидает мяч обратно.

 

"Импровизация"

      Взрослый предлагает составить рассказ, добавляя начатым им текстом. Например: Однажды летом была хорошая... и мы поехали... там, мы... приехали.

 

3.Активизация речи в разных видах деятельности

         Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. 

       Взрослому необходимо обрашаться к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя разные игры. Необходимо побуждать детей к самостоятельным вопросам: "Спроси у Кати, может, она хочет погулять? Попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости". Здесь предлагаются такие игры, как "Гости". Родители и ребенок могут распределить между собой роли: хозяева дома и гости. "Хозяевам" предлагается пригласить гостей к себе, показать их дом, пригласить за стол и т.д. Таким образом, можно поиграть с ребенком в игры "магазин", "больница", "парикмахерская" и т.д.

        Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.  

 

 

Причины нарушения речи и как этого избежать 

 

        Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как не упустить время, когда следует бить тревогу? Что могло стать причиной нарушения речи?

          Причиной очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность. вредные привычки родителей. 

            Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

         В чем проявляется моторная неловкость ребенка? Попросите его собрать "нечаянно" рассыпанные на столе спички, а потом поиграйте: нарисуйте разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то, и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. а вместо ниточек получаются ломаные зигзаги. Попросите ребенка отвести один пальчик в стоону - за ним потянутся все остальные. Проверьте подвижность губ, языка - движение неловкие, нечеткие, ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает.

      Что можно посоветовать? Внимательно следить за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. С малышом нужно говорить не сюсюкать, не искажая слов, не подражая детской речи. Психолингвистические исследования показали, что такая речь вредна для развития ребенка. Если ребенок надолго остается на стадии говорения исключительно "детских" слов, то в последствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьников - "как слышится, так и пишется", а пишется неграмотно.

      Еще один очень важный момент - стремительность речевого развития. Этот вариант нврушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза.

     В этом случае первые слова детей не только задерживаются на сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок, едва "перешагнув" годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем недетские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Такого ребенка учат, много рассказывают, читают, показывают видеофильмы и т.д. И он все понимает, с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но такой малыш почему-то иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным и вялым. это происходит потому, что еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой, значит, малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых.

     Теперь становится ясным то, как тесно связаны между собой устная, письмпенная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь.

     Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многое другое.

      Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь и вкось, но сделает своими руками. многих родителей раздражает детское "Я сам!". а зря! Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе.

     Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. и пусть речь будет правильной, красивой, совершенной!

                

 

Почему ребенок молчит

 

   Овладение речью зависит от многих факторов, и причин задержки развития могут быть разными.

       Одним из натболее тяжелых факторов, обуславливающих задержку речевого развития детей, является нарушение интеллекта. На что необходимо обратить внимание родителей? У детей с нарушением интеллекта задерживается не только речевое развитие, но и отмечается выраженное нарушение физического и психического развития. Ребенок начинает позже держать голову, сидеть и т.д. У него не формируются навыки самообслуживания, его поведение неадекватно ситуации, а эмоции однообразны - удовольствие и недовольство. Достаточно часто встречается агрессивное поведение. Их игры однотипны. Если вы заметили у вашего ребенка те или иные особенности развития, необходимо обратиться за консультацией к психоневрологу.

      Еще одним серьезный фактором нарушения речевого развития является нарушение слуха. Даже при незначительном снижении речевое развитие может значительно задерживаться. Если ваш ребенок часто болеет простудными заболеваниями, отитами или у членов семьи имеются нарушения слуха, понаблюдайте за ребенком в домашних условиях и проведите несколько проб.

  • Реагирует ли ребенок на изменения громкости телевизора.

  • Смотрит ли внимательно на ваши губы (если да, прикройте рот рукой, говорите, встав в вполоборота) и не старается ли повернуться к вам постоянно одним и тем же боком (тем ухом, где более сохранен слух).

  • Приобретите несколько пар звучащих игрушек. У одной из пары уберите звучание. предложите ребенку одну пару (звучащую и незвучащую игрушки). Понаблюдайте за тем, как быстро ребенок обнаружит, и обнаружит ли вообще, что одна из игрушек не звучит.

  • Понаблюдайте за быстротой реакции на звук, окликнув ребенка негромким голосом на расстоянии 5-6 метров.

  • Возьмите несколько хорошо известных ребенку предметов, положите их на стол, посадите ребенка на руки и объясните, что по просьбе другого члена семьи он должен показать тот или иной предмет. Второй член семьи должен отойти от ребенка на расстояние 5-6 метров и шепотом, прикрыв рот экраном, называть по очереди предметы, лежащие на столе. При этом одно ухо ребенка следует закрыть. Затем повторить с другим ухом. Если ребенок не может правильно показать предметы, подойти на более близкое расстояние.

  • Если возникли сомнения, хорошо ли слышит ваш ребенок, необходимо также провести обследования.

     Какие факторы приводят к задержке речевого развития?

    Вспомните, как протекала беременность. Отмечался ли токсикоз? Угроза выкидыша? Хронические инфекционные, простудные заболевания? Прием медикаментозных средств? В какие сроки и как проходили роды? каким было предлежание ребенка? Внимательно изучите медицинскую карту ребенка: отмечены ли там внутриутробная гипоксия. гипотрофия, асфиксия? Ваш ребенок состоит на учете у невропатолога и с каким диагнозом? Имеется ли негрубая задержка или дисгармоничность моторного развития? Обратите пристальное внимание на речевое развитие ребенка, Своевременно ли появились гуление, лепет. Все это может обусловить нарушение речи ребенка, проявляющееся на втором - третьем годах жизни в задержке речевого развития.

 

      Причины нарушения речи

         Памятка для родителей

      Картотека речевых игр

      Картотека речевых игр

    

                            

                              

 

 

 

             

 

 

           

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения